
Когда ищешь производителей прямоугольных резиновых уплотнений в Китае, многие ошибочно полагают, что все упирается в цену. На деле же — состав смеси и точность геометрии куда важнее.
С прямоугольными уплотнениями вечная история — кажется, простейший профиль, но именно прямые углы чаще всего 'зализывает' пресс-форма. У нас был заказ из Германии, где по чертежу требовалось соблюдение угла 90° с допуском ±0.5°. Первые образцы ушли в брак — на углах появлялся микроскопический радиус.
Пришлось переделывать производители прямоугольных резиновых уплотнений оснастку с дополнительными выталкивателями в угловых зонах. Инженер из ООО Сямынь Фуджите Резина и Пластик тогда заметил: 'Для таких профилей нужно не менее 5 точек выталкивания — иначе резина зажимается'.
Кстати, о допусках — европейские клиенты часто требуют ±0.2мм, но для EPDM это нереально без постобработки. Пришлось объяснять заказчику, что резина — не металл.
В 80% случаев клиенты просят NBR — дешево и устойчиво к маслам. Но для уличных применений лучше EPDM, хоть и дороже на 30-40%. Помню, для шведской компании делали уплотнения для гидросистем — сначала предложили NBR, но выяснилось, что техника работает при -35°C.
EPDM выдержал морозы, но пришлось увеличить твердость до 75 Shore A — обычный 70-й при низких температурах терял эластичность. Прямоугольные резиновые уплотнения из EPDM с повышенной твердостью сейчас есть в каталоге Fusterubber — как раз после того случая.
Кстати, о каталогах — в ООО Сямынь Фуджите Резина и Пластик сделали умную вещь: для каждого типоразмера указывают не только ГОСТ/ISO, но и возможные замены материалов. Это экономит время при подборе.
Литье против экструзии — вечный спор. Для прямоугольных профилей экструзия выгоднее при партиях от 500 метров, но углы получаются скругленными. Если нужны четкие 90° — только литье.
На своем опыте производители прямоугольных резиновых уплотнений сталкивались с тем, что экструдированные профили после вулканизации 'ведут' — геометрия плывет. Решение нашли в каландровой обработке, но это +15% к стоимости.
В ООО Сямынь Фуджите для критичных применений используют литье с водяным охлаждением пресс-форм — усадка предсказуемее. Хотя для большинства заказов хватает и воздушного охлаждения.
Самый сложный момент — проверка равномерности твердости. Бывало, что по краям уплотнения 75 Shore A, а в центре — 68. Для пищевой промышленности это недопустимо.
Сейчас на производстве внедрили выборочную проверку термовизором — смотрят температуру вулканизации по сечению профиля. Неидеально, но лучше, чем разрушающий контроль.
Кстати, о разрушающем контроле — для прямоугольных резиновых уплотнений обязательно проверяют адгезию к металлу (если есть армирование). По опыту ООО Сямынь Фуджите Резина и Пластик — лучше всего работает хромовая обработка металла перед вулканизацией.
Казалось бы, мелочь — но как упаковывать длинномерные уплотнения? В бухты — деформируются углы, в распрямленном виде — занимают много места.
После нескольких жалоб от клиентов пришли к компромиссу — намотка на картонные катушки диаметром от 400мм. Углы сохраняются, логистика упрощается.
Для особо точных уплотнений производители прямоугольных резиновых уплотнений типа Fusterubber используют индивидуальные ПЭТ-ложементы — дорого, но для аэрокосмической отрасли необходимо.
Чаще всего ошибаются с выбором твердости — берут либо слишком мягкие (60 Shore A), которые быстро сминаются, либо слишком жесткие (90 Shore A) — не обеспечивают герметичность.
Идеальный диапазон — 70-80 единиц для большинства применений. В каталоге ООО Сямынь Фуджите это указано, но многие не читают спецификации.
Вторая ошибка — экономия на армировании. Если уплотнение работает под нагрузкой — без металлического вкладыша профиль быстро деформируется. Приходится переубеждать клиентов, что экономия 5% на материале приводит к 100% браку.
Сейчас вижу тенденцию к комбинированным уплотнениям — резина плюс термопласт. Например, прямоугольный профиль EPDM с полипропиленовым усилителем по кромке.
Производители прямоугольных резиновых уплотнений в Китае постепенно осваивают такие технологии — в том же ООО Сямынь Фуджите Резина и Пластик уже есть линия двухкомпонентного литья.
Думаю, через 2-3 года это станет стандартом для автомобильной промышленности — уже сейчас получаем запросы на такие гибридные решения.